Новый взгляд на выездные налоговые проверки
Согласно положениям ст. 87 Налогового кодекса РФ контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах осуществляется налоговыми органами с помощью камеральных и выездных налоговых проверок. При этом, если ст. 89 НК РФ устанавливает только общие законодательные рамки проведения выездных проверок, то более детальное описание порядка и подходов к планированию выездных проверок дает Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ (далее – Концепция).
Данная Концепция разработана для решения следующих задач:
- позитивного развития основных составляющих налоговой политики государства;
- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
- предупреждения налоговых правонарушений;
- повышения защищенности налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов;
- создания для налогоплательщиков максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, которые сейчас являются общедоступными. Это принципиально новый подход к проведению данного вида проверок – если раньше планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов, то теперь определяется алгоритм отбора объектов для проверки. Данный отбор должен быть основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы, и определение на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений. При этом информация может быть получена как из внутренних (полученных самостоятельно), так и из внешних источников (на основе соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления).
- режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;
- своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
- неотвратимость наказания в случае выявления нарушений законодательства;
- обоснованность выбора объектов проверки.
В то же время вышеуказанные принципы не исключают право налогоплательщика на специализированные налоговые консультации, самостоятельную оценку рисков и оценку преимущества самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.
Данный отбор должен строиться на анализе показателей финансово-экономической деятельности и включает несколько уровней:
- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
- анализ показателей налоговой / бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, что позволяет определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности;
- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
Помимо указанных выше, Концепцией устанавливаются и другие критерии выбора налогоплательщиков для выездной проверки. В частности, приоритетными для включения в план выездных проверок являются налогоплательщики, в отношении которых у налоговых органов имеются сведения об их участии в схемах ухода либо минимизации налогообложения.
Каким же образом налогоплательщик может самостоятельно оценить риски? Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков, используемыми налоговыми органами могут быть:
- отражение в бухгалтерской и налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
- отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
- неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы;
- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических причин;
- непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением местонахождения;
- значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Таким образом, проведя анализ своей деятельности по установленным критериям, налогоплательщик может рассчитать вероятность проведения у него выездной налоговой проверки. При высокой вероятности разумным является осуществление действий, направленных на уменьшение данного риска, то есть самостоятельный расчет налогоплательщиком указанных показателей, а именно рентабельности проданных товаров, продукции, услуг и активов организации, налоговой нагрузки и т.п.
Автор:Замалетдинов Айдар Рафисович
Новости по теме:
Статьи по теме:
Отзывы
10.11.2014
ООО "Клиника семейной медицины"
Консультационные услуги оказаны в срок, в полном объеме. Полученной консультацией довольны.