logo
Компания предоставляет широкий спектр юридических, аудиторских и бухгалтерских услуг как для организаций, так и для физических лиц.

Новый взгляд на выездные налоговые проверки

17.12.2008

Согласно положениям ст. 87 Налогового кодекса РФ контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах осуществляется налоговыми органами с помощью камеральных и выездных налоговых проверок. При этом, если ст. 89 НК РФ устанавливает только общие законодательные рамки проведения выездных проверок, то более детальное описание порядка и подходов к планированию выездных проверок дает Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ (далее – Концепция).

Данная Концепция разработана для решения следующих задач:

- качественного налогового администрирования;
- позитивного развития основных составляющих налоговой политики государства;
- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
- предупреждения налоговых правонарушений;
- повышения защищенности налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов;
- создания для налогоплательщиков максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, которые сейчас являются общедоступными. Это принципиально новый подход к проведению данного вида проверок – если раньше планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов, то теперь определяется алгоритм отбора объектов для проверки. Данный отбор должен быть основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы, и определение на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений. При этом информация может быть получена как из внутренних (полученных самостоятельно), так и из внешних источников (на основе соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления).

Как указывается в Концепции, построение единой системы планирования выездных налоговых проверок основывается на следующих принципах:
- режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;
- своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
- неотвратимость наказания в случае выявления нарушений законодательства;
- обоснованность выбора объектов проверки.

В то же время вышеуказанные принципы не исключают право налогоплательщика на специализированные налоговые консультации, самостоятельную оценку рисков и оценку преимущества самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов. 

То есть, данная Концепция подразумевает принцип двухсторонней ответственности, при соблюдении которого налогоплательщики должны стремиться к исполнению своих налоговых обязательств, а налоговые органы – к обоснованному отбору налогоплательщиков для проверки.

Данный отбор должен строиться на анализе показателей финансово-экономической деятельности и включает несколько уровней:

- анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить уменьшение сумм начислений налоговых платежей;
- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
- анализ показателей налоговой / бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, что позволяет определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности;
- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Помимо указанных выше, Концепцией устанавливаются и другие критерии выбора налогоплательщиков для выездной проверки. В частности, приоритетными для включения в план выездных проверок являются налогоплательщики, в отношении которых у налоговых органов имеются сведения об их участии в схемах ухода либо минимизации налогообложения.

В то же время, Концепцией предполагается самостоятельный анализ налогоплательщиком возможности проведения выездной налоговой проверки. Более того, налогоплательщик, проведя анализ по указанным критериям и выявив нарушения, может подать пояснительную записку к уточненной налоговой декларации. В записке налогоплательщик указывает на несистемность выявленных нарушений, отсутствие злого умысла и добровольность предпринятых мер по снижению налоговых рисков, что в конечном итоге должно повлиять на решение налогового органа при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Каким же образом налогоплательщик может самостоятельно оценить риски? Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков, используемыми налоговыми органами могут быть:

- налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в хозяйственной отрасли (расчет нагрузки приведен в приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@);
- отражение в бухгалтерской и налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
- отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
- неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы;
- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических причин;
- непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением местонахождения;
 - значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. 

Таким образом, проведя анализ своей деятельности по установленным критериям, налогоплательщик может рассчитать вероятность проведения у него выездной налоговой проверки. При высокой вероятности разумным является осуществление действий, направленных на уменьшение данного риска, то есть самостоятельный расчет налогоплательщиком указанных показателей, а именно рентабельности проданных товаров, продукции, услуг и активов организации, налоговой нагрузки и т.п. 

 В заключение хотелось бы отметить, что данная Концепция становится эффективным инструментом предотвращения излишних требований и проверок со стороны налоговых органов, что должно позитивным образом сказаться на ведении хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Автор:Замалетдинов Айдар Рафисович

Опубликовать: