logo
Компания предоставляет широкий спектр юридических, аудиторских и бухгалтерских услуг как для организаций, так и для физических лиц.

Единая форма отчетности в Пенсионный Фонд РФ с 2014 года

27.12.2013

С 1 января 2014 года произойдут важные изменения в законопроектах о взносах. У организаций больше не будет необходимости в расчете платежей по накопительной и страховой частям пенсии. А что касается предприятий, в которых есть сотрудники, занятые на вредных работах, для них предусматриваются новые тарифы. В этой связи Пенсионный фонд предлагает единую форму расчета РСВ-1 в отчетности с первого квартала 2014 года.

Напомним, с начала 2013 года находится в действии утвержденная Приказом Минтруда РФ от 28.12.2012 г. № 639 новая форма РСВ-1 - Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Согласно этой форме, в Разделе 1 была добавлена строка 121 для отражения доначисленных взносов с начала расчетного периода с сумм, которые превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов. Заполняют ее только по графе 3 (Страховая часть), в том случае, если будут произведены доначисления за предыдущие периоды на превышающие предельную величину базы суммы.

Кроме этого прибавлены графы, отражающие начисленные и уплаченные взносы по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. Взносы в ФФОМС на обязательное медицинское страхование теперь отражаются в отдельной графе. Раздел 2 сейчас именован как “Расчет страховых взносов по тарифу и по дополнительному тарифу” и в него входят следующие пункты:

1. Расчет страховых взносов по тарифу;

2. Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков взносов, которые указаны в части 1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ;

3. Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 статьи 58.3 закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Разделы 2 и 3 заполняются страхователями, которые имеют рабочие места, связанные с тяжелыми и вредными условиями труда, в горячих цехах, работа на которых дает им преимущественное право на досрочный выход на пенсию, и уплачивают взносы по дополнительным тарифам.

Увеличилось количество строк в Разделе 3.1, где указывались даты выдачи и даты окончания действия следующих справок:

- Справка от федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, которая подтверждает факт установления инвалидности;

- Справка об условиях и характере труда инвалидов от врачебно - трудовой экспертной комиссии.

В Разделе 4 также были прибавлены такие графы, как Графа 2 - Основание для доначисления страховых взносов, где выбирается основание 1 или 2.

Отмечается 1 - если по результатам актов проверок (камеральной или выездной) были доначисления, в связи с которыми в отчетном периоде вступили в силу решения о привлечении к ответственности плательщиков страховых взносов;

Выбирается 2 - если плательщик страховых взносов самостоятельно доначислил страховые взносы, выявив факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов к уплате за предыдущие отчетные периоды согласно статье 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Сейчас выделена отдельно графа 6, которая отражает доначисленные взносы с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, также графы 8 и 9, где отражаются доначисленные взносы по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.

От своего предыдущего варианта новый документ будет отличаться существенно.

Соответственно, рассмотрим основные отличия новой формы документа.

Изменение 1. Расчет взносов

Исчезнут строки в разделе расчета страховых взносов, в которых организации на сегодняшний день показывают отдельно выплаты и взносы по работникам 1966 года рождения и старше, более молодым сотрудникам и иностранцам. Указанные строки нужны были Пенсионному фонду в целях распределения взносов на страховую и накопительную части пенсии. Однако с нового года ПФ РФ будет делать это без участия организаций. И, соответственно, страхователям вместо трех строк надо будет заполнять всего лишь одну с общей суммой.

Изменение 2. Дополнительные тарифы

Если в организации не проходила аттестация рабочих мест, и она не планирует проводить в будущем году специальную оценку условий труда, то взносы за работников на вредных и опасных работах фирме необходимо будет отражать так же, как и сейчас, то есть заполнять две таблицы о взносах за сотрудников.

Для фирм же, которые решат определять условия труда в результате аттестации либо путем специальной оценки, появится раздел, в котором будет необходимость показывать выплаты по каждому классу и подклассу условий труда отдельно.

Еще один раздел предусмотрен для организаций, которые решат платить взносы в негосударственный пенсионный фонд за работников, занятых на вредных и опасных работах. Эти компании с 2014 года будут освобождены от взносов по дополнительным тарифам в фонд. Суммы перечисленных взносов на негосударственное пенсионное обеспечение надо будет прописывать в РСВ-1.

Изменение 3. Индивидуальные сведения

Сведения по выплатам и стажу каждого работника почти не изменятся, но они станут приложением к расчету страховых взносов, которое будет занимать два листа. Предполагается, что информацию по этим приложениям программа Пенсионного фонда будет сверять с выплатами и взносами, которые отражены в общем расчете по организации.

Что касается ведения учета у предпринимателей, в 2013 г. они исчисляют взносы в Пенсионный фонд исходя из величины удвоенного МРОТ. Полученная сумма умножается на ставку взносов в ПФР (26%) и на число месяцев в году (12). А вот с 2014 г. произойдет возврат к предыдущему порядку, поскольку в расчетах опять будет использоваться однократный МРОТ.

Соответственно, если минимальный размер оплаты труда к 1 января 2014 г. будет составлять - 5554 руб., то величина взносов предпринимателей за 2014 г. составит 17 328,48 руб. (5554 руб. x 26% x 12 мес.), что в два раза меньше, чем сейчас. Но здесь нужно сделать существенную оговорку. Оплачивать взносы, только исходя из однократного МРОТ, смогут предприниматели, которые заработают за 2014 год не более 300 000 руб. В доход будут включаться те суммы, которые указываются в графе 4 раздела 1 книги учета доходов и расходов.

Очевидно, что, пока год не закончился, предприниматели точно не знают, сколько именно денег они заработали. Поэтому всем предпринимателям не позднее 31 декабря 2014 г. необходимо будет оплатить взносы, начисленные исходя из однократного МРОТ (пп. "а" п. 1 ст. 2 Закона № 237-ФЗ). А если по окончании года выяснится, что доход превысил нормируемую сумму, придется сделать еще и дополнительный платеж.

У тех предпринимателей, которые зарабатывают более 300 000 руб. в год, взносы будут состоять из двух составляющих. Первая рассчитывается так же, как и для предпринимателей с доходами до 300 000 руб., - то есть исходя из одного минимального размера оплаты труда (МРОТ x 26% x 12 мес.). Вторая часть - составляет 1% с суммы доходов за год, превышающих 300 000 руб. То есть за каждый миллион, заработанный после 300 000 руб., придется отдать в ПФР дополнительно 10 000 руб. (1 млн. руб. x 1%). Об этом сказано в пп. "а" п. 1 ст. 2 Закона № 237-ФЗ. Что касается сроков уплаты, то первую часть взносов, рассчитанных исходя из однократного МРОТ, нужно заплатить не позднее 31 декабря текущего года. А вот вторая часть перечисляется не позднее 1 апреля следующего года. Это понятно, поскольку подсчитать совокупный доход можно только после того, как год завершится.

Однако существует максимальное ограничение - совокупная сумма взносов не может превышать взносов, которые рассчитаны исходя из 8 МРОТ. То есть при ныне действующем МРОТ предприниматель, сколько бы он ни заработал, не заплатит больше 129 916,8 руб. (5205 руб. x 8 x 26% x 12 мес.). Отталкиваясь от этой цифры, можно подсчитать, что заплатить по максимуму придется тем, кто зарабатывает более 11,5 млн. руб. в год.

Расчет пенсионных взносов на личное страхование с доходов, превышающих 300 000 руб., предприниматели должны делать самостоятельно. А следить за верностью расчетов будет Пенсионный фонд РФ. В этих целях фискальные службы не позднее 15 июня года, следующего за расчетным периодом, должны будут сообщать в Пенсионный фонд России о доходах предпринимателя. Если выяснится, что взносы недоплачены, Пенсионный фонд направит требование об уплате недоимки. Поэтому важно следить за тем, чтобы сведения из декларации по УСН и доходы, из которых начислялись пенсионные взносы, совпадали.

Напомним, что предприниматели должны сдавать в инспекцию декларацию по УСН не позднее 30 апреля, а, соответственно, заплатить взносы в Пенсионный фонд с доходов, превышающих в расчетном периоде 300 000 руб., нужно не позднее 1 апреля. Очевидно, что, пока декларация не заполнена, нет возможности точно определить сумму доходов, требуемых для расчета взносов. Поэтому начиная с отчетности за 2014 год, предпринимателям будет невыгодно тянуть с заполнением декларации до последнего дня.

Соответственно, те, кто не представит в инспекцию декларацию по УСН, рискуют получить не только штрафы от налоговых органов, но и доначисления по взносам от Пенсионного фонда РФ. Связь заключается в следующем. Если предприниматель не сдал вовремя отчетность в налоговую инспекцию, следовательно, она не смогла проинформировать Пенсионный фонд о доходах, из которых уплачиваются взносы на личное страхование. При таком факте ПФР должен рассчитать взносы по максимально возможному тарифу - исходя из восьмикратного МРОТ (МРОТ x 8 x 26% x 12 мес.) и выставить плательщику требование об уплате недоимки (пп. "е" п. 1 ст. 2 Закона № 237-ФЗ). Предпринимателю же придется заплатить эту сумму.

Другими словами, кроме вышеуказанных изменений, выделяют еще два:

1. Освобождение от уплаты взноса по дополнительному тарифу. Организации будут вправе не платить дополнительные взносы в Пенсионный фонд, в случае заключения договора негосударственного пенсионного обеспечения. Взносы по договорам в негосударственный фонд необходимо будет отражать в новом расчете РСВ-1.

2. Выбор тарифа взносов. С начала нового года отчисления по накопительной части у сотрудников, которые не перевели данную часть пенсии в негосударственный фонд либо управляющую компанию, будут приравнены как нулевые. Сотрудники вправе выбрать тариф 6 процентов, для чего они должны самостоятельно подать заявление в Пенсионный Фонд или негосударственную организацию. Выбрать тариф можно до конца 2015 года.

Таким образом, за первый квартал 2014 года у фирм будет необходимость сдавать только расчет РСВ-1 в Пенсионный фонд. Индивидуальные сведения о работниках станут лишь приложением к расчетам. Данный законопроект на сегодняшний день одобрен Советом Федераций.

Лейсан Юсупова


Теги:  внебюджетные фонды / законодательство / налоговый орган / ИП / законопроект / налогообложение

Опубликовать: