logo
Компания предоставляет широкий спектр юридических, аудиторских и бухгалтерских услуг как для организаций, так и для физических лиц.

Изменение порядка административного обжалования действий и решений налоговых органов

08.10.2013

С 03.08.2013 года Законом N 153-ФЗ внесены существенные изменения, которые коснулись порядка административного обжалования действий и решений налоговых органов.

В частности, теперь исключена ранее предусмотренная законом процедура обжалования деяний налоговиков вышестоящему должностному лицу.

Соответственно, если жалобу на решения, действия (бездействие) налогового органа или его должностного лица вы подали до 03.08.2013 года, рассмотрение этой жалобы осуществляется по прежним правилам.

С начала 2014 года становится обязательным досудебный порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их решений. Он не будет распространяться лишь на акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (в т.ч. апелляционных), и на акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц.

До конца текущего года соблюдение такого досудебного порядка обязательно, только если вы обжалуете в суд решения налоговых органов, вынесенные по результатам проведенной налоговой проверки.

Решение по административной жалобе принимается более оперативно, чем обжалование решений и действий налогового органа в судебном порядке. Кроме того, при подаче жалобы вы избежите расходов на госпошлину. В связи с этим пренебрегать правом административного обжалования не следует. Однако если вышестоящий налоговый орган рассмотрит вашу жалобу несвоевременно, то существует риск пропустить установленный законом срок для обращения в суд. Поэтому рекомендуем отсчитать три месяца с момента, когда вы узнали о нарушении своих прав. В любое время до истечения этого срока вы можете, не дожидаясь ответа налоговиков, подать в арбитражный суд заявление о признании акта инспекции (действий ее должностных лиц) незаконным.

Кроме того, нужно учитывать, что рассмотрение жалобы будет происходить без вашего участия на основании в основном тех материалов, которые предоставит налоговый орган, действия которого вы обжалуете. Поэтому рекомендуем вам тщательно подходить к составлению текста жалобы, так как шанса дополнить свою позицию, раскрыть или уточнить свои аргументы у вас уже не будет.

Жалобу в вышестоящий налоговый орган вы подаете через ту инспекцию, ненормативные акты, действия (бездействие) которой вы обжалуете. Жалоба оформляется письменно в соответствии с вновь установленными п.п. 1-5 ст. 139.2 НК РФ требованиями и подписывается самим налогоплательщиком либо его уполномоченным представителем.

К жалобе следует приложить:

1) документы, на которых основываются ваши доводы, изложенные в жалобе.

Хотя наличие доказательств, обосновывающих вашу позицию, не является обязательным условием принятия жалобы к рассмотрению, рекомендуем вам такие документы приложить. Ведь участвовать в рассмотрении жалобы вы не сможете, а веские доказательства придадут убедительности тем аргументам, которые вы изложили в жалобе.

Дополнительные документы в защиту вашей позиции вы вправе представить и после направления жалобы, но до вынесения решения по ней. Это могут быть и документы, которые вы ранее не представляли инспекции, решения и действия которой вы оспариваете. Однако учтите, что времени на представление дополнительных доказательств у вас немного: вышестоящий налоговый орган должен вынести решение по жалобе в течение 15 рабочих дней с даты ее получения.

Полагаем, что при оспаривании актов, действий (бездействия) налогового органа, касающихся зачета и возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, не может применяться п. 4 ст. 140 НК РФ. Согласно этой норме такие документы рассматриваются при рассмотрении жалобы, только если налогоплательщик пояснит причины их непредставления инспекции. Однако данное положение применяется только при обжаловании решений инспекции, принятых по результатам налоговых проверок, а также в порядке ст. 101.4 НК РФ, и обусловлено особым порядком принятия этих решений;

2) документы, подтверждающие полномочия подписавшего жалобу представителя налогоплательщика.

Теперь ст. 139.3 НК РФ предусматривает возможность и последствия оставления жалобы налогоплательщика без рассмотрения, теперь.

Срок подачи жалобы на ненормативный акт, действие (бездействие) налогового органа увеличился до одного года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Повторимся, что лучше не откладывать подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган надолго. Иначе, дожидаясь решения по жалобе, вы можете пропустить срок судебного обжалования, т.к. срок подачи заявления в суд составляет три месяца с даты, когда налогоплательщик мог узнать о нарушении своих прав и законных интересов.

Если вышестоящий налоговый орган вынес по вашей жалобе решение, которое вы обжалуете в ФНС России, срок подачи жалобы составляет три месяца со дня принятия соответствующего решения.

Пропущенные по уважительной причине сроки налогоплательщик может восстановить. Для этого необходимо подать в вышестоящий налоговый орган ходатайство о восстановлении срока административного обжалования, в котором следует указать уважительную причину пропуска срока, а также приложить копии документов, которые ее подтверждают.

Теперь вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть вашу жалобу и принять решение по ней в течение 15 рабочих дней с даты ее получения, а не месяца как это было раньше. Предусмотренная законом возможность продления руководителем вышестоящего налогового органа срока рассмотрения жалобы на не более чем еще на 15 рабочих дней сохранилась.


Теги:  налоговый орган  налоговый агент  налогообложение  действия налоговых органов

Опубликовать: