Изменится порядок возбуждения дел о налоговых преступлениях
В первом чтении принят проект федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", а именно положения УПК РФ, по которому основанием для возбуждения уголовного дела по статьям 198–199.2 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и/или сборов; неисполнение обязанностей налогового агента; сокрытие денежных или материальных средств хозяйствующего субъекта, за счет которых могло быть осуществлено взыскание налогов и/или сборов), служат только материалы, полученные от налоговых органов согласно законодательству о налогах и сборах. Данная норма была установлена изменениями, внесенными 06.12.2011 года. Эти изменения являются одной из причин неэффективности выявления налоговых преступлений. Первый зампредседателя Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Виктор Пинский поясняет, что в 2011 году основной задачей было избежание необоснованного возбуждения уголовных дел в этой области. Но в результате количество уголовных дел по налоговым преступлениям, с его слов, значительно сократилось, чему послужило именно усложнение процедуры, а не законопослушность предпринимателей.
Нельзя не обратить внимание на то, что в настоящее время имеет место и несовпадение сроков проверки налоговых нарушений. Как известно, срок проведения налоговых проверок составляет три года, а срок давности привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям – 10 лет. Таким образом, если налоговая служба пропускает установленный трехлетний срок для проведения проверки, уголовное дело по действующей системе уже не может быть возбуждено.
Первый зампредседателя комитета акцентировал внимание на том, что сейчас только по одной узкой категории уголовных дел имеется исключение из общего правила возбуждения дела. Так, в соответствии с действующим в настоящее время порядком решение о наличии оснований для возбуждения уголовного дела по налоговым правонарушениям вправе принять не следователь, а работник налоговой службы. Не отрицая необходимость учета компетентного заключения налоговых органов при рассмотрении такого рода правонарушений, Пинский признает, что лишать следователей самостоятельности в принятии решения о возбуждении дела нельзя.
Напомним, что рассматриваемый законопроект был составлен во исполнение указания Президента Российской Федерации по итогам рассмотрения Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям от 13.12.2012 г. вопроса об эффективности имеющихся уголовно-процессуальных механизмов, регламентирующих деятельность профессиональных органов по борьбе с налоговыми правонарушениями.
Таким образом, данным законопроектом определяется общий порядок возбуждения уголовного дела по статьям 198-199.2 УК РФ, что гарантирует комплексный подход к борьбе с экономическими преступлениями, реализации потенциала правоохранительных органов и применению поисковых механизмов оперативно-розыскной деятельности для документального фиксирования налоговых преступлений и определения наличия умысла на их совершение. ©
Теги: законопроект госорган должностное лицо законодательство
Новости по теме: