Разъяснение некоторых вопросов применение таможенного законодательства
Пленум ВАС РФ 08.11.2013 года принял Постановление N 79, разъясняющее некоторые вопросы, возникающие на практике при применении таможенного законодательства. Пленум ВАС РФ раскрыл вопросы, касающиеся:
- противоречия положений международных договоров Таможенного союза (далее - ТС) и решений Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК);
- ответственности за сообщение в декларации неверного кода товара по ТН ВЭД ТС и другие вопросы.
Исходя из приоритета норм законодательства ТС по отношению к нормам законодательства России, в случае наличия противоречий подлежит применению законодательство ТС (Таможенный кодекс ТС; международные договоры государств - членов ТС, регламентирующие таможенные правоотношения в ТС и решения ЕЭК). То есть если возникают несоответствия норм законодательства ТС, например международных договоров и решений ЕЭК, необходимо применять толкование Суда ЕврАзЭС, выдаваемое при вынесении решений по каждому конкретному делу, а также по запросам, в частности, высших судебных органов государств - членов ТС.
Такое толкование можно получить двумя способами:
1) через обращение в высший орган судебной власти государства – члена ТС (далее – национальный высший суд).
Напомним, что с запросом разъяснить нормы законодательства ТС в Суд ЕврАзЭС могут обратиться только государства - члены ТС, высшие судебные органы этих государств и отдельные органы ЕврАзЭС.
У хозяйствующего субъекта возникает право на обращение в суд ЕврАзЭС, если спор с участием этого субъекта является предметом рассмотрения национального высшего суда. В таком случае можно подать ходатайство в национальный высший суд о направлении в Суд ЕврАзЭС запроса о подготовке заключения. При этом обязательным условием для подачи такого ходатайства является нарушение прав и законных интересов соответствующего лица, предусмотренных международными договорами.
Национальный высший суд вправе, но не обязан удовлетворять ходатайство. Запрос в Суд ЕврАзЭС подлежит обязательному направлению только при соблюдении трех условий:
- решение по делу, в котором принимает участие ходатайствующее о запросе лицо, является окончательным по законодательству, действующему в его государстве является окончательным);
- вопросы, по которым запрашивается заключение, имеют существенное значение для разрешения дела;
- отсутствуют ранее вынесенные Судом ЕврАзЭС заключения по аналогичным запросам.
Таким образом, для получения толкования Суда ЕврАзЭС по какому-либо вопросу в первую очередь хозяйствующий субъект должен дойти до надзорной или иной высшей судебной инстанции, которая выносит решения, не подлежащие обжалованию.
2) через обращение непосредственно в Суд ЕврАзЭС.
Хозяйствующий субъект имеет право в Суде оспорить акты ЕЭК или только их отдельные положения, а также действия (бездействие) ЕЭК.
Поводом для такого оспаривания в этих случаях может послужить лишь наличие противоречий между актами или действиями и международными договорами, заключенными в рамках ТС, которое повлекло нарушение предусмотренных этими международными договорами прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в области предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обращению в Суд ЕврАзЭС должно предшествовать соблюдение досудебного порядка обжалования. С этой целью надо обратиться в ЕЭК, и лишь если после истечении двухмесячного срока ЕЭК не были приняты меры, появляется возможность обратиться с соответствующим заявлением непосредственно в Суд ЕврАзЭС.
Кроме того, ВАС РФ в Постановлении N 79 сделал вывод о том, что указание в таможенной декларации неверного кода товара по ТН ВЭД ТС само по себе не является поводом для привлечения подателя декларации к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. ВАС РФ отметил, что ответственность по данной норме права не наступает, если сообщение неверного кода не связано с сообщением при описании товара неполных или несоответствующих действительности данных о количестве, свойствах и характеристиках товара, от которого зависит его классификация.
Данной позиции ВАС РФ и ранее придерживался при рассмотрении споров в порядке надзора.
В действующей редакции рассматриваемой нормы конкретизированы сведения о товарах, неверное указание которых в декларации предполагает наступление ответственности, в том числе это неверные данные о коде товара по ТН ВЭД ТС. Такая ситуация сделала возможным привлечение к ответственности за неверное указание в декларации только кода товара. В ранее действовавшей редакции нормы конкретные сведения не были приведены. В связи с этим формально недостоверное указание кода ТН ВЭД ТС, не связанное с сообщением неверных данных о качестве, свойствах и характеристиках товара, на основании которых определяется его классификация, не могло повлечь ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что актуальная редакция данной нормы КоАП РФ приводит список сведений (в том числе о коде ТН ВЭД ТС), в отношении которых учитывается даже вероятность наступления негативных последствий.
Пленум ВАС РФ также разъяснил основания для привлечения к административной ответственности по статье 16.5 КоАП РФ. Так, под перемещением товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля следует понимать фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами указанных границ.
Если в рамках одной поставки (то есть в одно и то же время одним и тем же лицом) без соответствующего разрешения таможенный службы происходит перемещение через указанные границы нескольких групп товаров и (или) транспортных средств, на каждую из которых имеются отдельные сопроводительные документы, действия нарушителя должны квалифицироваться как одно правонарушение независимо от того, имеются ли документы на поставку в целом. ©
Теги: действия налоговых органов законодательство
Новости по теме: