logo
Компания предоставляет широкий спектр юридических, аудиторских и бухгалтерских услуг как для организаций, так и для физических лиц.

Правомочность антимонопольного органа контролировать деятельность конкурсного управляющего

14.01.2014

На самом деле в данном случае требуют разрешения два вопроса:

1) полномочен ли антимонопольный орган рассматривать жалобы на действия конкурсного управляющего, совершенные им при организации торгов в отношении имущества должника?

2) вправе ли антимонопольный орган принимать решения о нарушении конкурсным управляющим антимонопольного законодательства и выдавать ему предписания об устранении указанных нарушений?

В настоящее время в судебной практике имеются две позиции по решению данной проблемы.

Первый подход. Исходя из положений ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в полномочия антимонопольного органа входит рассмотрение жалоб на действия конкурсного управляющего, организующего торги. Так, антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы любого лица на действия организатора торгов. При этом законодатель не конкретизирует, кто должен выступать в качестве организатора торгов.

Согласно п. 3 ст. 139 Закона о банкротстве конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника после проведения его инвентаризации и оценки. Порядок реализации имущества должника регламентируется п.п. 3-19 ст. 110 и п. 3 ст. 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 139 данного закона.

При этом не имеет значения, что антимонопольный орган не указан в Законе о банкротстве в качестве участника отношений, регулируемых этим законом. Данная позиция поддерживается следующей судебной практикой: Определение ВАС РФ от 06.03.2013 года N ВАС-2460/13, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2013 года по делу N А78-4877/2012, Западно-Сибирского округа от 20.12.2012 года по делу N А27-8217/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 года по делу N А65-26168/2012.

Второй подход. Антимонопольный орган не имеет право рассматривать жалобы на действия конкурсного управляющего, организатора торгов.

Вернемся к ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. В соответствии с ее положениями к полномочиям антимонопольного органа отнесено рассмотрение жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае признания несостоявшимися торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с российским законодательством. Исключение составляют жалобы, рассмотрение которых регламентируется законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Порядок рассмотрения таких жалоб определен указанной выше статьей.

В то же время порядок проведения торгов при продаже имущества в рамках конкурсного производства установлен Законом о банкротстве. Исходя из того, что антимонопольный орган не относится к участникам регулируемых Законом о банкротстве отношений, такой орган не обладает полномочиями на рассмотрение жалоб на действия конкурсного управляющего, организатора торгов. Упомянутые жалобы рассматриваются только в порядке, установленном ст. 60 Закона о банкротстве. Данный вывод приведен в Решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2013 года по делу N А65-26168/2012.

Кроме того, целью Закона о защите конкуренции является определение организационных и правовых основ защиты конкуренции, в число которых входят борьба с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией государственными органами, иными осуществляющими функции таких органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.

Вместе с тем законодательство о банкротстве самостоятельно регулирует отношения в рамках несостоятельности (банкротства) организаций и индивидуальных предпринимателей. Из содержания ст. 1 Закона о банкротстве следует, что в соответствии с ГК РФ названный Закон определяет поводы, являющиеся достаточными для того, чтобы признать лицо несостоятельным (банкротом), регламентирует порядок и условия принятия мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия осуществления процедур, применяемых в деле о банкротстве, и другие возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов отношения.

Реализация имущества должника производится в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, который не содержит требований о соблюдении антимонопольного законодательства при проведении торгов (Определение ВАС РФ от 18.07.2012 года N ВАС-9252/12, Постановления ФАС Поволжского округа от 27.03.2012 года по делу N А49-1841/2011, Уральского округа от 21.02.2013 года по делу N А50-12480/2012, от 22.03.2013 года по делу N А07-8245/2012, от 27.02.2013 года по делу N А07-7713/2012).

Представляется, что именно второй подход является обоснованным и верным, поскольку отношения по несостоятельности (банкротству), регулируются специальным Законом, нормы которого самостоятельно определяют процедуру и условия проведения конкурсных процедур, в том числе и процедур, связанных с реализацией имущества должника.


Теги:  должностные лица организации  денежные средства  законодательство

Опубликовать: